О плоскостопии у детей дошкольного возраста.
Стопа является опорой и фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение её функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего, и, следовательно, на осанку и общее состояние ребёнка.
Плоскостопие, как и нарушение осанки, чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стопы (продольные и поперечные) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно - продольное.
Большое значение в профилактике функциональной недостаточности стоп имеет систематическое укрепление мускулатуры ног с помощью физических упражнений: различных видов ходьбы (на носках, на пятках, перекатами, на наружных краях стоп, по ребристой доске, по камушкам и т.п.), подскоков, прыжков и бега на носках, приседаний на носках, сгибаний и разгибаний пальцев стоп из различных и.п.(сидя, лёжа на спине, стоя), катания стопами гимнастической палки, мяча, захватывания и перемещения пальцами ног различных мелких предметов.
Для профилактики и коррекции плоскостопия, предлагаю примерный комплекс упражнений и приёмы самомассажа, которые Вы можете выполнять со своими детьми в домашних условиях.
Подготовительная часть
(сидя на гимнастической скамейке)
Самомассаж стоп
1. Поглаживание от пальцев ног к голени по передней и задней поверхности одновременно.
2. Растирание кулаком нижней, верхней поверхности стопы и передней поверхности голени.
3. Растирание ребром ладони «пилочкой» стопы и голени.
4. Разминание задней поверхности голени и растирание ахиллова сухожилия.
5. «Щипчики» - продольное надавливание большими пальцами рук на нижнюю поверхность стопы с разворотом наружу 4 надавливания от пальцев к пятке – 4 раза.
6. «Книжка» - сдавливание стопы двумя руками, как бы складывая и растягивая стопу - 4 раза.
7. «Кулачок» - сжимание пальцев ног в кулак - 6 раз.
8. Растирание верхней поверхности стопы и передней поверхности голени.
9. «Ямка» - надавливание кулаком на свод стопы от пятки к пальцам – 4 раза.
10. Пощипывание, похлопывание, встряхивание и поглаживание стопы и голени.
Повторить упражнения с другой ногой.
Основная часть
Коррекция плоскостопия
1. Х-ба на носках, руки вверх.
2. Х-ба на наружном крае стоп, руки на поясе.
3. Х-ба широким шагом с глубоким перекатом с пятки на носок.
4. Х-ба в п/приседе на носках, спина прямая, руки на коленях 4-5м.
5. Прыжки в п/приседе на носках, руки на коленях, спина прямая 5м.
6. Х-ба разворачивая носки в стороны, пятки вместе и наоборот.
7. И.п.-сидя. Хлопки подошвами.
8. И.п.-сидя. Ноги на пятки -на носки, вместе и поочерёдно.
9. И.п.-сидя, колени согнуты. Х-ба стопами вперёд на носках, назад на пятках.
10. «Гусеница» -и.п.- сидя. Перемещение стоп вперёд за счёт сгибания и разгибания пальцев ног, подтягивая пятки. (Можно выполнять в положении стоя).
11. «Гармошка» - и.п.- сидя. Х-ба стопами в стороны, разворачивая поочерёдно носки и пятки наружу и внутрь. (Можно выполнять в положении стоя).
12. «Дворник» -и.п.- сидя, колени согнуты, подошвы ног на расстоянии 20 см. Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, пятки остаются на одном месте.
13. «Мельница» - и.п.- сидя, ноги выпрямить. Описывать ступнями круги в разных направлениях.
14. «Барабанщик» -и.п. - сидя, колени согнуты. Стучать по полу пальцами ног.
15. «Каток» - и.п.- сидя, катать массажный мяч, гимнастическую палку сначала одной, затем другой ногой.
16. «Буксир» -и.п.- сидя, ноги согнуть, пятки плотно прижать к полу, движениями пальцев ног подтащить под пятки разложенную на полу салфетку или ленту на которой лежит груз, сначала одной, затем другой ногой.
17. «Сборщик» - и.п.- сидя с согнутыми коленями, собирать пальцами ног различные мелкие предметы разложенные на полу.
Заключительная часть
1. Подвижная игра: «Ель, ёлка, ёлочка»
Руководитель предлагает детям «пойти в лес»: дети идут по залу, затем руководитель говорит: «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, приподнимитесь на носки, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются в стойке ноги вместе, встают на носки, руки в стороны-вниз, пальцы врозь. Отмечается самая стройная «ель». Далее руководитель предлагает детям пойти дальше «в лес» и посмотреть, есть ли у высокой ели сестрички. Дети вновь идут по залу, руководитель говорит: «Вот и сестрички – ёлки, они пониже, но такие же стройные и красивые». Дети останавливаются и принимают аналогичное положение, но в полуприседе. «Пойдёмте, дети, поищем ещё сестричек елей», - говорит руководитель.«Вот и самые маленькие сестрички – ёлочки, стройные и красивые». Дети останавливаются, принимают положение правильной осанки в приседе на носках.
2. Лёгкий бег на носках.
3. Х-ба, дыхательные упражнения.
4. Х-ба по массажным коврикам.
5. Построение, проверка осанки.
Для занятий по лыжной подготовке ребёнку нужна соответствующая форма:
1.спортивные куртка и брюки из плащевой ткани;
2.спортивная шапочка;
3.шерстяные носки;
4.две пары тёплых варежек;
5.удобная обувь (кроме валенок).
1.спортивные куртка и брюки из плащевой ткани;
2.спортивная шапочка;
3.шерстяные носки;
4.две пары тёплых варежек;
5.удобная обувь (кроме валенок).
Занятия на лыжах проводятся при температуре воздуха не ниже минус 15 °C и скорости ветра не более 7 м/с.
Следите за расписанием занятий.
Какие упражнения на развитие физических качеств можно использовать с дошкольниками?
Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Упражнения на развитие быстроты движений:
общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, требующие быстрого движения (на определённый сигнал быстро спрятать за спину или положить на пол предмет из разных исходных положений: присесть, обхватить колени руками, сделать хлопок и т. д.); ехать «на велосипеде» медленно, быстрее, ещё быстрее, замедлить ход; игры с мячом, обручем; с игрушками типа стрела, ветрячок; задания бежать «как можно быстрее» (игры типа «Кто быстрей?»), а также на различение способа ходьбы и бега; подвижные игры с правилами «догнать, успеть убежать».
Упражнения на развитие ловкости:
общеразвивающие упражнения с мелкими предметами, когда надо перекладывать предмет из одной руки в другую; ходьба и бег между предметами; движения, рассчитанные на осторожность, точность (типа «пролезь, не задев»); игры, предусматривающие правилами не наталкиваться друг на друга («Машины едут по городу», «Лошадки»); применение необычных исходных положений (бег из и.п. стоя на коленях, сидя, лёжа; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений(сесть, лечь, встать); использование упражнений, требующих разносторонней координации и тонких мышечных ощущений; смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной и двух ногах, с поворотом и т.п.
Упражнения на развитие силы:
общеразвивающие упражнения с длинным шестом (его держит взрослый), с отягощёнными предметами (мешочки, набивные мячи), ползание по пластунски; влезание на гимнастическую стенку, кратковременные висы, метание предметов вдаль.
Упражнения на развитие выносливости:
использовать пешие прогулки с дозированной нагрузкой, бег с заданием «Кто быстрей?» (дистанция постепенно увеличивается); медленный бег на заданную дистанцию, ходьба на лыжах 1-3 км., езда на велосипеде.
ходьба широкими выпадами, как можно ниже приседая на впереди стоящей ноге, высоко поднимая колени, прижимая их руками к животу; маховые движения ног в различных направлениях, стоя у опоры; наклоны туловища вперёд не сгибая ног; наклоны туловища назад, (из и.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс) не сгибая коленей, руками коснуться пяток; выполнение упражнений мост из положения лёжа, шпагат, полушпагат, лодочка, коробочка; вращать обруч на пояснице (стоя ноги врозь); удерживая в руках гимнастическую палку, перешагивать через неё вперёд, назад; поднять ноги вверх, выпрямить за головой (и.п.- лёжа на спине); согнутые ноги обхватить руками за голеностопы – покачивание (и.п.- лёжа на животе); круговые движения рук (согнутых к плечам, прямых), ноги вместе. Выполнять в каждую сторону одинаковое количество раз.