Содержание и методика проведения занятий, традиционно сложившиеся в системе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, в значительной степени ориентированы на освоение определённого объёма двигательных навыков. В то же время, формированию навыка правильной осанки не уделяется должного внимания. Кроме того, результаты многочисленных исследований свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата среди детей.
Осанка ребёнка является динамическим стереотипом, и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов.
У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции, наблюдается задержка развития двигательных умений и навыков, нарушение процессов костеобразования.
Коррекция дефектов осанки - не только задача физического воспитания, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. Проведение занятий коррегирующей гимнастики в условиях дошкольного учреждения позволяет своевременно и эффективно устранять причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы.
Наш детский сад осуществляет образовательный процесс по основной образовательной программе. Программа предполагает два физкультурных занятия в неделю. В детском саду функционирует бассейн, занятия по плаванию проводятся два раза в неделю.
К сожалению, наблюдается рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Поэтому, организовывая процесс физического воспитания в ДОУ, мы учитываем данный фактор. Помимо основных занятий физической культурой и плавания, которые посещают все дети, мы ввели в практику курс коррекционно - профилактических занятий "Лучик" с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, либо предрасположенность к нарушениям ОДА.
Внедрение таких занятий в ДОУ очень удобно для ребёнка и родителей. Одной из причин введения таких занятий является занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, удалённость их от места проживания детей.
Учебно - тематический план включает в себя комплексы упражнений с использованием различного спортивного оборудования и инвентаря, занятия по методу круговой тренировки и фитбол-гимнастики. В содержание каждого занятия входят упражнения на профлактику и коррекцию плоскостопия.
Применяемые на коррекционно рофилактических занятиях физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональнок состояние ребёнка, его физические возможности, что способствует стабилизации и устранению имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата и улучшению функционального состояния детского организма.